Образовательные школьные программы все чаще делают упор на связь теории и практики, развитие навыков, нужных в дальнейшей работе. Речь идет о креативном мышлении, критическом восприятии получаемой информации, межкультурном обмене. Для этого при обучении используются разные подходы и техники, среди которых особое место занимает CLIL-методика.
Определение: содержание и язык в интегрированном обучении
Метод Content and Language Integrated Learning предполагает интегрированное и одновременное освоение учебных предметов и иностранного языка. Такой подход решает сразу две задачи в получении знаний, формировании необходимых навыков. CLIL-методика обучения использовалась с давних времен, однако научное развитие получила в конце прошлого века. Она ориентирована на то, чтобы иностранный выступал инструментом усвоения нового содержания. Примеры CLIL-уроков – история, биология или математика, которые преподаются на английском, корейском или французском языках. Это значительно усложняет процесс, однако делает его более интенсивным, интересным и насыщенным. Такая методика повышает мотивацию учеников, заставляет их пополнять свой словарный запас, совершенствовать навыки говорения, письма, слушания. По результатам обучения выпускники таких школ имеют лучшую подготовку, более широкие возможности для поступления, продолжения образования за рубежом.
4 главных принципа CLIL-подхода
Использование метода базируется на проработанной теоретической основе. CLIL исходит из четырех принципов, которые тесно между собой взаимосвязаны.
Речь идет о концепции «4 С»:
- Касается содержания изучаемого материала. Принцип связан с прогрессом в знаниях, развитием навыков по усваиваемым предметам.
- Использование иностранного как инструмента для обучения, общения во время занятий, внеучебное время. Одновременно идет развитие навыков повсеместного применения языка.
- Развитие мышления. Когнитивные навыки, связанные с аналитикой, абстракциями, критическим восприятием информации, совершенствуются вместе с пониманием языка и предметов.
- Метод знакомит с существующими альтернативными подходами, культурным разнообразием.
Метод CLIL является предметным обучением, в котором язык важен как инструмент. При этом он не уходит на второй план, а также является значимой составляющей процесса и программы.
Почему дети лучше усваивают язык через предметы?
Предметный контекст обучения иностранному – подход, который дает быстрые и видимые результаты.
Преимущества CLIL для детей заключаются в следующем:
- образовательный процесс приобретает естественный и увлекательный характер;
- школы с подходом CLILиспользуют более разнообразные формы – групповые проекты, индивидуальные исследования, игровые элементы;
- подход заставляет быть постоянно в тонусе, помнить слова, терминологию, возвращаться к полученным ранее знаниям;
- учащиеся постоянно погружены в языковую среду, имеют интенсивную практику, начинают думать на иностранном;
- создаются устойчивые ассоциации между новыми словами и конкретным контекстным содержанием, областью знаний.
Интеграция языка в предметную сферу помогает детям без труда использовать его в реальной жизни, делает постоянным компонентом обучения.
Примеры успешного применения в европейских школах
Метод получил признание во многих странах. Лидером в его использовании стала Финляндия, где подход CLIL стал внедряться в учебных заведениях с 1990-х годов. Школы практикуют билингвальные программы. Ученики изучают математику, естественные и гуманитарные науки на английском или другом иностранном языке.
Хорошие результаты показывает система образования Испании. Здесь в автономном сообществе Кастилия-Ла-Манче утверждены программы с применением CLIL-метода. При этом практика носит повсеместный характер. Система показала результативность, повышение уровня подготовки учащихся. Такие же результаты получены и в испанской Каталонии.
Методики распространены также в школах США, Великобритании, Нидерландов, ряда других зарубежных стран. Их опыт демонстрирует, как работает метод CLIL на практике, в чем его основные преимущества. Это позволяет многим заведениям делать его частью учебных программ, использовать в качестве основного подхода. Сравнивая CLIL vs традиционные методы, не делается их противопоставление. Они дополняют друг друга, повышают эффективность образовательного процесса.
Как родители могут поддержать CLIL-обучение дома
При использовании интегрированной методики хорошим опытом становится поддержка детей со стороны родителей. Она принимает разные формы, степень вовлеченности.
Среди распространенных вариантов выделяются:
- создание языковой среды – хорошими примерами являются материалы по предметам на иностранном, подбор подходящего аудио и видеоконтента;
- общение с ребенком на иностранном, совместные занятия по предметам с интеграцией, если есть такая возможность;
- поощрение достижений и использования языка в повседневной жизни, общении со сверстниками;
- помощь в реализации учебных проектов, выполнении школьных заданий.
Не лишней для родителей является обратная связь с преподавателями. Важно быть в курсе дел, знать, что у сына или дочери вызывает затруднения, реагировать на проблемы, отставание в усвоении программы.
Заключение: перспективы методики
CLIL-подход в обучении только набирает популярность, что объясняется эффективностью метода. Влияют на его все более частое использование в программах учебных заведений и существующие тренды на повышение мобильности, стирание границ между государствами. Они требуют от молодых людей навыков уверенной коммуникации, опыта межкультурного общения. CLIL-методика становится ответом на существующие вызовы, обеспечивает учащимся стартовые возможности для продолжения образования, будущей профессиональной деятельности.