Образовательные школьные программы все чаще делают упор на связь теории и практики, развитие навыков, нужных в дальнейшей работе. Речь идет о креативном мышлении, критическом восприятии получаемой информации, межкультурном обмене. Для этого при обучении используются разные подходы и техники, среди которых особое место занимает CLIL-методика.
Метод Content and Language Integrated Learning предполагает интегрированное и одновременное освоение учебных предметов и иностранного языка. Такой подход решает сразу две задачи в получении знаний, формировании необходимых навыков. CLIL-методика обучения использовалась с давних времен, однако научное развитие получила в конце прошлого века. Она ориентирована на то, чтобы иностранный выступал инструментом усвоения нового содержания. Примеры CLIL-уроков – история, биология или математика, которые преподаются на английском, корейском или французском языках. Это значительно усложняет процесс, однако делает его более интенсивным, интересным и насыщенным. Такая методика повышает мотивацию учеников, заставляет их пополнять свой словарный запас, совершенствовать навыки говорения, письма, слушания. По результатам обучения выпускники таких школ имеют лучшую подготовку, более широкие возможности для поступления, продолжения образования за рубежом.
Использование метода базируется на проработанной теоретической основе. CLIL исходит из четырех принципов, которые тесно между собой взаимосвязаны.
Речь идет о концепции «4 С»:
Метод CLIL является предметным обучением, в котором язык важен как инструмент. При этом он не уходит на второй план, а также является значимой составляющей процесса и программы.
Предметный контекст обучения иностранному – подход, который дает быстрые и видимые результаты.
Преимущества CLIL для детей заключаются в следующем:
Интеграция языка в предметную сферу помогает детям без труда использовать его в реальной жизни, делает постоянным компонентом обучения.
Метод получил признание во многих странах. Лидером в его использовании стала Финляндия, где подход CLIL стал внедряться в учебных заведениях с 1990-х годов. Школы практикуют билингвальные программы. Ученики изучают математику, естественные и гуманитарные науки на английском или другом иностранном языке.
Хорошие результаты показывает система образования Испании. Здесь в автономном сообществе Кастилия-Ла-Манче утверждены программы с применением CLIL-метода. При этом практика носит повсеместный характер. Система показала результативность, повышение уровня подготовки учащихся. Такие же результаты получены и в испанской Каталонии.
Методики распространены также в школах США, Великобритании, Нидерландов, ряда других зарубежных стран. Их опыт демонстрирует, как работает метод CLIL на практике, в чем его основные преимущества. Это позволяет многим заведениям делать его частью учебных программ, использовать в качестве основного подхода. Сравнивая CLIL vs традиционные методы, не делается их противопоставление. Они дополняют друг друга, повышают эффективность образовательного процесса.
При использовании интегрированной методики хорошим опытом становится поддержка детей со стороны родителей. Она принимает разные формы, степень вовлеченности.
Среди распространенных вариантов выделяются:
Не лишней для родителей является обратная связь с преподавателями. Важно быть в курсе дел, знать, что у сына или дочери вызывает затруднения, реагировать на проблемы, отставание в усвоении программы.
CLIL-подход в обучении только набирает популярность, что объясняется эффективностью метода. Влияют на его все более частое использование в программах учебных заведений и существующие тренды на повышение мобильности, стирание границ между государствами. Они требуют от молодых людей навыков уверенной коммуникации, опыта межкультурного общения. CLIL-методика становится ответом на существующие вызовы, обеспечивает учащимся стартовые возможности для продолжения образования, будущей профессиональной деятельности.