Коммуникативный подход в обучении английскому языку

07.08.2025

Изучение иностранного языка требует серьезной вовлеченности, особо
это важно для студентов, которые обучаются в группах. Там нужно уметь
общаться на незнакомом языке не только с преподавателем, но и со своими
сверстниками, а это требует определенной открытости. Помочь в данном
случае может коммуникативный подход, который практикуется большинством
преподавателей данной дисциплины.

Подходы к изучению языков

Сегодня
существует огромное количество системных подходов, позволяющих освоить
чужие языки. Каждый из них состоит из целого ряда техник, упражнений,
методик и стратегий, направленных на то, чтобы ученик или студент в
кратчайшие сроки освоил язык и смог использовать его не только для
чтения или перевода интересующего текста, но и для общения с другими
людьми, в том числе и иностранцами.

Существуют следующие группы подходов:

  • структурная;
  • интерактивная;
  • авторская;
  • функциональная.

Структурная
группа является одной из самых сложных, поскольку практически не
подразумевает возможного взаимодействия с другими людьми. Все больше
преподавателей склоняются к использованию интерактивной группы, в
которой язык выступает в роли связующего звена, создающего социальные
отношения между людьми и поддерживающего их. Коммуникативный подход
относится именно к этой группе, и заслуживает отдельного внимания,
поскольку применяется чаще обычного.

Коммуникация как способ взаимодействия

Популярная
сегодня коммуникативная методика направлена на то, чтобы создать для
студента условия, в которых он будет учиться общаться с преподавателем и
другими участниками своей группы. Она значительно отличается от той,
что использовалась в школах еще буквально пару-тройку десятилетий назад,
когда на уроках основной упор преподаватель делал на развитие
грамматики и письменных навыков, а для речи применял русский языку.
Сегодня устаревший вариант получил название стандартной переводной
методики.

https://ru.freepik.com/free-photo/teacher-young-student-being-successful_7770437.htm#fromView=search&page=1&position=18&uuid=2557a8e5-7dc6-458b-8d1e-800f0b6be558

Обучение
только при помощи книг не даст серьезного результата, поскольку
попросту не позволит “отточить” практические навыки взаимодействия с
окружающими. Английский язык, как и любой другой, требует постоянного
общения на нем, поэтому строить процесс его изучения только вокруг
грамматики и перевода нельзя. Важно также иметь знания о развитии языка,
о появлении в нем новых слов и устойчивых выражений, подобную
информацию можно получить только в результате плотного общения его с
носителями.

Те, кто родился в англоязычных странах, достаточно
быстро впитывают его и начинают активно использовать. То же происходит с
россиянами, но по отношению к русскому языку, который для них — родной.
Педагогика отмечает, что главная причина этого кроется в том, что
освоение языков осуществляется при помощи общения с более взрослыми
людьми или коммуникацию. Сначала ребенок изучает звуки, их произношения и
сочетания, и только спустя какое-то время приступает к остальным
разделам языка.

Современная наука выделяет следующие разделы, наиболее важные для освоения языка:

  • фонетика (звуки);
  • морфология и словообразование (буквы, морфемы и их участие в написании слов);
  • синтаксис (построение конструкций и предложений из слов и иных компонентов);
  • риторика (искусство говорения).

Основная
задача языка – давать возможность людям общаться или коммуницировать. И
на любом этапе его изучения коммуникационный подход будет являться
ведущим, поскольку он позволит учащемуся получить знания в процессе
общения и самому научиться взаимодействовать с окружающими. При этом
даже самые глупые грамматические ошибки могут прощены человеку с
развитыми навыками общения.

Основные принципы использования подхода

Коммуникативный
подход в обучении иностранному языку подразумевает, что все участники
учебного процесса используют только его для разговора и не переходят на
русский язык. Каждое занятие должно сопровождаться прослушиванием речи
естественного носителя языка, так развиваются навык распознавания
незнакомых звуков, их осознания и последующего перевода в письменную
английскую и русскую речь. В некоторых вузах существует практика, когда
иностранные студенты приезжают на практику в Россию, и преподаватели
приглашают их на уроки английского в качестве экспертов.

Еще
один принцип – наличие большого количества интерактива и различных игр,
в ходе которых студенты могут расслабиться и почувствовать себя
комфортно. Постепенно они втягиваются в процессе и забывают о
существующих языковых барьерах. Многое здесь будет зависеть от
преподавателя, важно, чтобы он предлагал студентам работать с настоящими
англоязычными пособиями (журналами, газетами) и мультимедийным
контентом (фильмы, музыка и т.д.). На начальном этапе преподаватели
используют субтитры для фильмов, поскольку студенты могут иметь
недостаточный уровень знаний, но постепенно они переходят на
использование оригинального контента. Все участники обучения должны
постоянно общаться: с преподавателем, в выделенных подгруппах, в двойках
или тройках.

Формирование единого лингвистического пространства

Люди,
решившие изучать иностранные языки, должны быть готовы к значительным
переменам. В частности, необходимо полностью погрузиться в языковую
среду, только так получится заставить мозг начать думать не только на
русском, но и на английском. Чем больше иностранных слов и выражений
будет попадаться на глаза, тем скорее ученик начнет воспринимать
поступающую информацию правильно, а не пытаться мысленно выполнять
перевод увиденного. Одних усилий преподавателя на занятиях и посещения
лекций со стороны студента будет недостаточно, нужно, чтобы он даже за
пределами учебного заведения активно развивался и использовал полученные
знания.

Если говорить о занятиях с преподавателем, то он
прилагает ряд усилий, чтобы сформировать комфортную языковую среду. Он
ведет диалоги только на иностранном диалоге и требует того же от всех
учеников. Учебные пособия и тетради должны быть выполнены только на
английском языке, то же самое касается медиаконтента. Педагог обычно
тратит большое количество времени на подготовку к каждому занятию, чтобы
помочь ученикам добиться отличных результатов в процессе освоения
языка.

Преимущества использования подхода

Язык начинают
изучать для того, чтобы общаться с другими людьми, он может пригодиться
для поездок за границу, поступлению в престижный вуз, жизни за границей,
а также для получения важной и высокооплачиваемой должности. Подготовка
к экзаменам с использованием коммуникативного подхода может стать
простым и веселым процессом, ведь он будет состоять из активностей
разного типа. Все новые грамматические особенности языка и лексика можно
будет сразу же отработать при помощи составления и устного
проговаривания диалогов, совместных проектов и игровых заданий.
Постепенно мозг начнет использовать новые знания не только на практике,
но и в качестве базы для усвоения нового материала.

Коммуникативный подход в обучении английскому языку

Некоторые
активно используют дополнительные материалы для изучения английского
языка. Особого успеха зачастую добиваются те, кто смотрит фильмы и
сериалы в оригинале и с субтитрами, слушает музыку, а также играет в
различные игрушки. Тем самым ученики и получают удовольствие, и в
игровой форме запоминают наиболее интересные слова и выражения. Особо
сложные формулировки рекомендуется выписывать и отдельно обсуждать с
преподавателем возможность их использования. Важно, чтобы используемый
контент был разнонаправленным, например, важно смотреть документальные и
развлекательные сериалы, чтобы расширять свой набор английской лексики и
грамматики.

Интереснее всего изучать английский язык в компании
друзей, но если компанию для похода на курсы собрать не удалось, можно
обратиться в языковую школу и стать участником учебной группы.
Оптимально, чтобы в группе было 5-7 человек, при большем количестве
преподавателю будет сложно добиться высоких результатов, поскольку он не
сможет уделить всем время в нужном объеме. Местом обучения может стать
школа иностранных языков ITEC, администраторы которой подберут для
студента подходящего преподавателя, время обучения и уровень группы.
Индивидуальные занятия при коммуникативном подходе не подойдут,
поскольку его ключевая цель — научить студентов использовать язык для
общения.

Популярные курсы