CEFR представляет собой набор унифицированных критериев, чтобы
оценивать уровень знания иностранного языка. На основании такой системы
определяют степень подготовки учащегося или специалиста, его способность
выполнять те или иные функции, стоящие задачи. CEFR служит стандартом
для программ обучения, экзаменов и сертификаций в разных странах.
Основные цели CEFR
Common
European Framework of Reference for Languages разработана Советом
Европы в 1990-х годах и устанавливает единые подходы и стандарты в сфере
образования. Система определяет уровень знаний заинтересованных лиц,
изучающих иностранные языки, дает для этого универсальные инструменты.
Стоящие перед CEFR цели заключаются в следующем:
- предоставить четкую и понятную структуру для оценки языковых навыков соискателей;
- обеспечить единый подход к обучению иностранным языкам, проведению тестов и экзаменов;
- упростить за счет унификации задачи для систем образования и рынков труда разных стран;
- стимулировать мобильность учащихся и специалистов в рамках Европы и всего мира.
Система
CEFR в настоящее время составляет основу многих образовательных
программ по иностранным языкам, задает необходимые для этого стандарты и
подходы.
Уровни знания языка и критерии их определения
В
рамках CEFR предусмотрено шесть уровней владения языком, которые
обозначаются буквами и цифрами. Они обеспечивают градацию соискателей в
зависимости от степени подготовки и имеющихся навыков. Определение
происходит на основании разработанных критериев и предусматривает
выполнений заданий разного характера и направленности для максимально
объективной оценки.
Выделяются следующие уровни CEFR:
- A1
Beginner. Начальный. Предполагает, что нужно понимать и использовать в
разговоре простые фразы и заученные выражения. Важно уметь представлять
себя и других людей, задавать вопросы, давать ответы, вести диалог с
собеседником, который отчетливо и не спеша произносит слова.
- A2
Elementary. Элементарный. Подтверждает способность общаться в простых
бытовых ситуациях, обмениваться информацией по текущим вопросам,
знакомым темам. Для этого уровня достаточно использовать знакомые фразы и
слова, чтобы рассказать о себе, своей семье, друзьях, работе, имеющихся
интересах и предпочтениях.
- B1 Intermediate. Средний. Необходимо
без труда обсуждать с носителями другого языка возникающие вопросы,
излагать свои мысли, аргументировать позицию. Требуется также
разбираться в сути сообщений, связанных с работой, учебой, сферой
деятельности, увлечениями.
- B2 Upper-Intermediate. Выше среднего.
Следует понимать сложные тексты, общаться с иностранцами на абстрактные
темы, обсуждать текущие дела, бегло говорить и не создавать проблем для
непринужденной беседы.
- C1 Advanced. Продвинутый.
Предусматривает свободное и спонтанное выражение своих мыслей,
способность работать со сложными и длинными текстами с узкой
специализацией, научными статьями и разработками.
- C2
Proficiency. Профессиональный. Соответствует уровню подготовки носителя
языка. Есть полное понимание всего прочитанного и услышанного,
готовность суммировать и обрабатывать информацию, полученную из
различных источников.
Перечисленные CEFR уровни английского,
немецкого, французского или иного языка требуют соответствующей
формализации, подтверждения через сдачу экзаменов и получение
сертификатов. В зависимости от стоящих целей для одних соискателей
достаточно получить результат с B1, для других требуется C1 или выше.
Преимущества использования системы
CEFR
english и аналогичные стандарты дают ряд преимуществ преподавателям и
студентам, стремящимся в перспективе продолжить обучение или получить
работу за рубежом, сделать успешную карьеру.
Система отличается:
- универсальностью
– дает единый стандарт, позволяющий системно оценивать английский язык
или любой другой из европейских по уровню знаний, готовности справляться
с выполнением задач;
- объективностью – критерии четко проработаны, предусматривают разноплановость заданий, не допускают больших погрешностей:
- прозрачностью – структура уровней показывает обучающимся их достижения, ставит новые цели.
Система
призвана мотивировать соискателей сертификатов прокачивать свои навыки
для достижения нужного уровня. Это повышает результативность обучения
иностранным языкам, открывает новые перспективы.
Применение CEFR в подготовке к экзаменам
Многие международные экзамены, включая TOEFL, IELTS, Cambridge English, соответствуют уровням CEFR и успешно их интегрируют:
Система позволяет учащимся:
- понимать и фиксировать свои сильные и слабые стороны в изучении языка;
- выбирать курсы и материалы, соответствующие степени подготовки для последующего выхода на новый уровень;
- планировать и оценивать свои усилия по совершенствовании лингвистических знаний и навыков.
Школа
иностранных языков ITEC используют CEFR как основу учебных программ, по
которым ведется подготовка к экзаменам для получения международного
сертификата. Подход изначально создает необходимую базу для получения
высоких результатов. С учетом требований CEFR английский, французский,
немецкий, испанский или другой европейский язык изучать значительно
проще. Система оценки задает необходимые рамки, которых необходимо
придерживаться.