Изучение иностранного языка требует серьезной вовлеченности, особо это важно для студентов, которые обучаются в группах. Там нужно уметь общаться на незнакомом языке не только с преподавателем, но и со своими сверстниками, а это требует определенной открытости. Помочь в данном случае может коммуникативный подход, который практикуется большинством преподавателей данной дисциплины.
Сегодня существует огромное количество системных подходов, позволяющих освоить чужие языки. Каждый из них состоит из целого ряда техник, упражнений, методик и стратегий, направленных на то, чтобы ученик или студент в кратчайшие сроки освоил язык и смог использовать его не только для чтения или перевода интересующего текста, но и для общения с другими людьми, в том числе и иностранцами.
Существуют следующие группы подходов:
Структурная группа является одной из самых сложных, поскольку практически не подразумевает возможного взаимодействия с другими людьми. Все больше преподавателей склоняются к использованию интерактивной группы, в которой язык выступает в роли связующего звена, создающего социальные отношения между людьми и поддерживающего их. Коммуникативный подход относится именно к этой группе, и заслуживает отдельного внимания, поскольку применяется чаще обычного.
Популярная сегодня коммуникативная методика направлена на то, чтобы создать для студента условия, в которых он будет учиться общаться с преподавателем и другими участниками своей группы. Она значительно отличается от той, что использовалась в школах еще буквально пару-тройку десятилетий назад, когда на уроках основной упор преподаватель делал на развитие грамматики и письменных навыков, а для речи применял русский языку. Сегодня устаревший вариант получил название стандартной переводной методики.
Обучение только при помощи книг не даст серьезного результата, поскольку попросту не позволит “отточить” практические навыки взаимодействия с окружающими. Английский язык, как и любой другой, требует постоянного общения на нем, поэтому строить процесс его изучения только вокруг грамматики и перевода нельзя. Важно также иметь знания о развитии языка, о появлении в нем новых слов и устойчивых выражений, подобную информацию можно получить только в результате плотного общения его с носителями.
Те, кто родился в англоязычных странах, достаточно быстро впитывают его и начинают активно использовать. То же происходит с россиянами, но по отношению к русскому языку, который для них - родной. Педагогика отмечает, что главная причина этого кроется в том, что освоение языков осуществляется при помощи общения с более взрослыми людьми или коммуникацию. Сначала ребенок изучает звуки, их произношения и сочетания, и только спустя какое-то время приступает к остальным разделам языка.
Современная наука выделяет следующие разделы, наиболее важные для освоения языка:
Основная задача языка – давать возможность людям общаться или коммуницировать. И на любом этапе его изучения коммуникационный подход будет являться ведущим, поскольку он позволит учащемуся получить знания в процессе общения и самому научиться взаимодействовать с окружающими. При этом даже самые глупые грамматические ошибки могут прощены человеку с развитыми навыками общения.
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку подразумевает, что все участники учебного процесса используют только его для разговора и не переходят на русский язык. Каждое занятие должно сопровождаться прослушиванием речи естественного носителя языка, так развиваются навык распознавания незнакомых звуков, их осознания и последующего перевода в письменную английскую и русскую речь. В некоторых вузах существует практика, когда иностранные студенты приезжают на практику в Россию, и преподаватели приглашают их на уроки английского в качестве экспертов.
Еще один принцип – наличие большого количества интерактива и различных игр, в ходе которых студенты могут расслабиться и почувствовать себя комфортно. Постепенно они втягиваются в процессе и забывают о существующих языковых барьерах. Многое здесь будет зависеть от преподавателя, важно, чтобы он предлагал студентам работать с настоящими англоязычными пособиями (журналами, газетами) и мультимедийным контентом (фильмы, музыка и т.д.). На начальном этапе преподаватели используют субтитры для фильмов, поскольку студенты могут иметь недостаточный уровень знаний, но постепенно они переходят на использование оригинального контента. Все участники обучения должны постоянно общаться: с преподавателем, в выделенных подгруппах, в двойках или тройках.
Люди, решившие изучать иностранные языки, должны быть готовы к значительным переменам. В частности, необходимо полностью погрузиться в языковую среду, только так получится заставить мозг начать думать не только на русском, но и на английском. Чем больше иностранных слов и выражений будет попадаться на глаза, тем скорее ученик начнет воспринимать поступающую информацию правильно, а не пытаться мысленно выполнять перевод увиденного. Одних усилий преподавателя на занятиях и посещения лекций со стороны студента будет недостаточно, нужно, чтобы он даже за пределами учебного заведения активно развивался и использовал полученные знания.
Если говорить о занятиях с преподавателем, то он прилагает ряд усилий, чтобы сформировать комфортную языковую среду. Он ведет диалоги только на иностранном диалоге и требует того же от всех учеников. Учебные пособия и тетради должны быть выполнены только на английском языке, то же самое касается медиаконтента. Педагог обычно тратит большое количество времени на подготовку к каждому занятию, чтобы помочь ученикам добиться отличных результатов в процессе освоения языка.
Язык начинают изучать для того, чтобы общаться с другими людьми, он может пригодиться для поездок за границу, поступлению в престижный вуз, жизни за границей, а также для получения важной и высокооплачиваемой должности. Подготовка к экзаменам с использованием коммуникативного подхода может стать простым и веселым процессом, ведь он будет состоять из активностей разного типа. Все новые грамматические особенности языка и лексика можно будет сразу же отработать при помощи составления и устного проговаривания диалогов, совместных проектов и игровых заданий. Постепенно мозг начнет использовать новые знания не только на практике, но и в качестве базы для усвоения нового материала.
Некоторые активно используют дополнительные материалы для изучения английского языка. Особого успеха зачастую добиваются те, кто смотрит фильмы и сериалы в оригинале и с субтитрами, слушает музыку, а также играет в различные игрушки. Тем самым ученики и получают удовольствие, и в игровой форме запоминают наиболее интересные слова и выражения. Особо сложные формулировки рекомендуется выписывать и отдельно обсуждать с преподавателем возможность их использования. Важно, чтобы используемый контент был разнонаправленным, например, важно смотреть документальные и развлекательные сериалы, чтобы расширять свой набор английской лексики и грамматики.
Интереснее всего изучать английский язык в компании друзей, но если компанию для похода на курсы собрать не удалось, можно обратиться в языковую школу и стать участником учебной группы. Оптимально, чтобы в группе было 5-7 человек, при большем количестве преподавателю будет сложно добиться высоких результатов, поскольку он не сможет уделить всем время в нужном объеме. Местом обучения может стать школа иностранных языков ITEC, администраторы которой подберут для студента подходящего преподавателя, время обучения и уровень группы. Индивидуальные занятия при коммуникативном подходе не подойдут, поскольку его ключевая цель - научить студентов использовать язык для общения.