Изучение иностранного языка требует серьезной вовлеченности, особо это важно для студентов, которые обучаются в группах. Там нужно уметь общаться на незнакомом языке не только с преподавателем, но и со своими сверстниками, а это требует определенной открытости. Помочь в данном случае может коммуникативный подход, который практикуется большинством преподавателей данной дисциплины.
Подходы к изучению языков
Сегодня существует огромное количество системных подходов, позволяющих освоить чужие языки. Каждый из них состоит из целого ряда техник, упражнений, методик и стратегий, направленных на то, чтобы ученик или студент в кратчайшие сроки освоил язык и смог использовать его не только для чтения или перевода интересующего текста, но и для общения с другими людьми, в том числе и иностранцами.
Существуют следующие группы подходов:
- структурная;
- интерактивная;
- авторская;
- функциональная.
Структурная группа является одной из самых сложных, поскольку практически не подразумевает возможного взаимодействия с другими людьми. Все больше преподавателей склоняются к использованию интерактивной группы, в которой язык выступает в роли связующего звена, создающего социальные отношения между людьми и поддерживающего их. Коммуникативный подход относится именно к этой группе, и заслуживает отдельного внимания, поскольку применяется чаще обычного.
Коммуникация как способ взаимодействия
Популярная сегодня коммуникативная методика направлена на то, чтобы создать для студента условия, в которых он будет учиться общаться с преподавателем и другими участниками своей группы. Она значительно отличается от той, что использовалась в школах еще буквально пару-тройку десятилетий назад, когда на уроках основной упор преподаватель делал на развитие грамматики и письменных навыков, а для речи применял русский языку. Сегодня устаревший вариант получил название стандартной переводной методики.
Обучение только при помощи книг не даст серьезного результата, поскольку попросту не позволит “отточить” практические навыки взаимодействия с окружающими. Английский язык, как и любой другой, требует постоянного общения на нем, поэтому строить процесс его изучения только вокруг грамматики и перевода нельзя. Важно также иметь знания о развитии языка, о появлении в нем новых слов и устойчивых выражений, подобную информацию можно получить только в результате плотного общения его с носителями.
Те, кто родился в англоязычных странах, достаточно быстро впитывают его и начинают активно использовать. То же происходит с россиянами, но по отношению к русскому языку, который для них - родной. Педагогика отмечает, что главная причина этого кроется в том, что освоение языков осуществляется при помощи общения с более взрослыми людьми или коммуникацию. Сначала ребенок изучает звуки, их произношения и сочетания, и только спустя какое-то время приступает к остальным разделам языка.
Современная наука выделяет следующие разделы, наиболее важные для освоения языка:
- фонетика (звуки);
- морфология и словообразование (буквы, морфемы и их участие в написании слов);
- синтаксис (построение конструкций и предложений из слов и иных компонентов);
- риторика (искусство говорения).
Основная задача языка – давать возможность людям общаться или коммуницировать. И на любом этапе его изучения коммуникационный подход будет являться ведущим, поскольку он позволит учащемуся получить знания в процессе общения и самому научиться взаимодействовать с окружающими. При этом даже самые глупые грамматические ошибки могут прощены человеку с развитыми навыками общения.
Основные принципы использования подхода
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку подразумевает, что все участники учебного процесса используют только его для разговора и не переходят на русский язык. Каждое занятие должно сопровождаться прослушиванием речи естественного носителя языка, так развиваются навык распознавания незнакомых звуков, их осознания и последующего перевода в письменную английскую и русскую речь. В некоторых вузах существует практика, когда иностранные студенты приезжают на практику в Россию, и преподаватели приглашают их на уроки английского в качестве экспертов.
Еще один принцип – наличие большого количества интерактива и различных игр, в ходе которых студенты могут расслабиться и почувствовать себя комфортно. Постепенно они втягиваются в процессе и забывают о существующих языковых барьерах. Многое здесь будет зависеть от преподавателя, важно, чтобы он предлагал студентам работать с настоящими англоязычными пособиями (журналами, газетами) и мультимедийным контентом (фильмы, музыка и т.д.). На начальном этапе преподаватели используют субтитры для фильмов, поскольку студенты могут иметь недостаточный уровень знаний, но постепенно они переходят на использование оригинального контента. Все участники обучения должны постоянно общаться: с преподавателем, в выделенных подгруппах, в двойках или тройках.
Формирование единого лингвистического пространства
Люди, решившие изучать иностранные языки, должны быть готовы к значительным переменам. В частности, необходимо полностью погрузиться в языковую среду, только так получится заставить мозг начать думать не только на русском, но и на английском. Чем больше иностранных слов и выражений будет попадаться на глаза, тем скорее ученик начнет воспринимать поступающую информацию правильно, а не пытаться мысленно выполнять перевод увиденного. Одних усилий преподавателя на занятиях и посещения лекций со стороны студента будет недостаточно, нужно, чтобы он даже за пределами учебного заведения активно развивался и использовал полученные знания.
Если говорить о занятиях с преподавателем, то он прилагает ряд усилий, чтобы сформировать комфортную языковую среду. Он ведет диалоги только на иностранном диалоге и требует того же от всех учеников. Учебные пособия и тетради должны быть выполнены только на английском языке, то же самое касается медиаконтента. Педагог обычно тратит большое количество времени на подготовку к каждому занятию, чтобы помочь ученикам добиться отличных результатов в процессе освоения языка.
Преимущества использования подхода
Язык начинают изучать для того, чтобы общаться с другими людьми, он может пригодиться для поездок за границу, поступлению в престижный вуз, жизни за границей, а также для получения важной и высокооплачиваемой должности. Подготовка к экзаменам с использованием коммуникативного подхода может стать простым и веселым процессом, ведь он будет состоять из активностей разного типа. Все новые грамматические особенности языка и лексика можно будет сразу же отработать при помощи составления и устного проговаривания диалогов, совместных проектов и игровых заданий. Постепенно мозг начнет использовать новые знания не только на практике, но и в качестве базы для усвоения нового материала.
Некоторые активно используют дополнительные материалы для изучения английского языка. Особого успеха зачастую добиваются те, кто смотрит фильмы и сериалы в оригинале и с субтитрами, слушает музыку, а также играет в различные игрушки. Тем самым ученики и получают удовольствие, и в игровой форме запоминают наиболее интересные слова и выражения. Особо сложные формулировки рекомендуется выписывать и отдельно обсуждать с преподавателем возможность их использования. Важно, чтобы используемый контент был разнонаправленным, например, важно смотреть документальные и развлекательные сериалы, чтобы расширять свой набор английской лексики и грамматики.
Интереснее всего изучать английский язык в компании друзей, но если компанию для похода на курсы собрать не удалось, можно обратиться в языковую школу и стать участником учебной группы. Оптимально, чтобы в группе было 5-7 человек, при большем количестве преподавателю будет сложно добиться высоких результатов, поскольку он не сможет уделить всем время в нужном объеме. Местом обучения может стать школа иностранных языков ITEC, администраторы которой подберут для студента подходящего преподавателя, время обучения и уровень группы. Индивидуальные занятия при коммуникативном подходе не подойдут, поскольку его ключевая цель - научить студентов использовать язык для общения.