Родители часто задумываются, нужно ли детям начинать изучение английского в раннем возрасте. Решить такую проблему не сложно, если рассмотреть вопрос более глубоко. Школа иностранных языков ITEC провела небольшое исследование и выявила ряд преимуществ изучения английского с младенчества. Знакомство с ними позволяет родителям рассеять сомнения и, как можно раньше, дать своим детям возможность всесторонне развиваться и познавать мир в его разнообразии.
Существует несколько распространенных заблуждений относительно обучения детей английскому языку с самого юного возраста. Родители опасаются, что все слишком сложно для ребенка или отрицательно скажется на его развитии. Однако это не находит подтверждений на практике.
Ребенок, растущий в двуязычной среде, с легкостью различает слова и моментально переключается при разговоре. Словарные запасы пополняются параллельно и естественно. Они интуитивно используются при необходимости ответить или выразить мысль.
Практика показывает, что изучение иностранного языка в детстве способствует лучшему пониманию структуры родного и ускоряет его усвоение. Дети, владеющие двумя языками, обычно лучше справляются с обучающими задачами, демонстрируют повышенные лингвистические способности.
Дети в раннем возрасте обладают уникальной способностью к усвоению грамматических структур. Они схватывают правила языка быстрее взрослых за счет активного вовлечения в процесс и отсутствия language anxiety, боязни перед иностранным. При правильно организованном обучении дети легко усваивают грамматику и чувствительны к правилам.
Маленькому ребенку интересно изучать новый язык. Детям нравится играть, петь песни и рассказывать истории на английском. Важно лишь адаптировать методы обучения под склонности и потребности. С регулярной практикой и поддержкой родителей дети сохраняют высокую мотивацию и заинтересованность.
Дети обладают уникальными способностями к быстрому и успешному освоению иностранных языков. Поэтому раннее изучение все чаще рассматривается одним из основных преимуществ, которое родители способны дать. В школе и вузе подготовка к экзаменам по иностранному перестанет быть испытанием при хорошем знании языка с детского возраста.
В возрасте до 12 лет ребенок находится в так называемом «критическом периоде» развития языковых навыков. Его мозг максимально пластичен и восприимчив к новой лингвистической информации.
Дети в раннем возрасте:
Дети копируют правильное произношение и приобретают аутентичный акцент, в отличие от тех, кто начал изучать язык значительно позже. В раннем возрасте ребенок воспринимает ошибки как естественную часть обучения и с радостью экспериментирует с новыми словами и конструкциями.
У детей от 3 до 7 лет активно формируются основные механизмы речи – артикуляция, фонематический слух, оперативная память. Систематическая практика иностранного языка в этот период закрепляет правильные навыки и произношение.
Дети, которые изучают английский с раннего возраста:
Регулярная практика обеспечивает детям уверенность при общении со сверстниками, взрослыми, носителями языка.
Исследования показывают, что раннее владение двумя языками положительно сказывается на когнитивном развитии ребенка. Такие дети демонстрируют более высокие показатели интеллекта, креативности, гибкости мышления и способности к решению проблем.
Изучение иностранного в детстве, постоянное переключение с одного языка на другой:
Дети-билингвы легче понимают грамматические правила, быстрее находят сходства и различия между языками, лучше чувствуют нюансы значений слов.
Изучение английского для ребенка – возможность преодолеть стереотипы и расширить кругозор. Дети легче адаптируются к культурному разнообразию, учатся с уважением относиться к языковым и этническим различиям. Это способствует формированию более открытого, толерантного мировоззрения.
Оптимальным возрастом считается 3-5 лет, когда дети наиболее восприимчивы к изучению языка. В этот период мозг максимально готов к быстрому и эффективному усвоению новых слов. Ребенок легко схватывает произношение, лексику и грамматику.
Дети, знающие второй язык, демонстрируют более высокие способности по сравнению со сверстниками, изучающими английский позже.
Однако важно учитывать, что раннее обучение должно проходить в игровой, ненапряженной форме с использованием песен, стихов, сказок и другого развлекательного контента. Излишнее давление и строгие требования к знаниям способны демотивировать ребенка и негативно сказаться на его отношении к языку. Лучшим вариантом является вовлечение ребенка в естественное общение на английском в повседневной жизни.
Существует множество эффективных способов, позволяющих обучать детей второму языку с раннего возраста. При их выборе важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, уровень развития и интересы.
Одним из самых популярных и действенных подходов к раннему обучению английскому является метод Immersion. Он подразумевает полное погружение в языковую среду с самых первых дней практики. Ребенок слышит английский на протяжении большей части времени, общается на нем с родителями, педагогами и другими детьми. При таком подходе язык усваивается естественным путем, как родной, без формального заучивания грамматики и правил.
Преимущества метода:
При таком подходе знания усваиваются на подсознательном уровне через повторение и практику.
Техника TPR основана на ассоциациях языка с физическими движениями, жестами и действиями. Во время команд детям нужно повторять фразу и выполнять то, что она означает – поднять руку, встать, закрыть глаза.
Кинестетическое обучение особенно эффективно для малышей, которые не обладают достаточными вербальными навыками.
Основан на принципах саморазвития ребенка в окружении других детей. Педагог создает специально организованную развивающую среду и предлагает различные материалы для самостоятельного изучения английского языка. Ребенок сам выбирает, чем заниматься, в каком темпе.
Достоинства метода Монтессори:
Обучение в основном происходит через восприятие и практические действия.
Play-based learning предполагает изучение языка через разнообразные игры, песни, стихи, сказки и другие развлекательные активности. Этот подход мотивирует детей и делает процесс обучения увлекательным.
Преимущества:
В процессе обучения создается позитивный эмоциональный фон, который способствует успешному усвоению языка.
Базируется на раннем развитии ребенка с помощью интенсивного предъявления информации. Взрослый демонстрирует ребенку карточки с английскими словами и выражениями, сопровождая их произношением. Такой подход позволяет детям запоминать большие объемы лексики.
Достоинства метода:
Благодаря методу дети приобретает уверенность в своих знаниях и навыках.
Домашнее обучение родителями обладает рядом важных достоинств. Оно обеспечивает индивидуальный подход, когда занятия и методики полностью адаптированы под конкретного ребенка с учетом его интересов, способностей и темпа усвоения материала. Домашняя обстановка создает комфортную среду, что особенно важно на ранних этапах. Родители используют методы без ограничений по программе или стандартам. Однако у домашних занятий есть и определенные недостатки. Родители не всегда обладают достаточной подготовкой, чтобы обеспечить профессиональное обучение. Ребенок лишается возможности общаться с другими детьми на английском.
Отдавая ребенка в специализированную языковую школу, родители получают ряд очевидных преимуществ:
Обучение в языковой школе имеет и свои минусы, связанные с финансовыми затратам, недостатком внимания к конкретному ученику. Однако они компенсируются дополнительными возможностями.
Изучать английский язык в раннем детском возрасте – решение, о котором впоследствии никто не сожалеет. При этом оптимальным вариантом часто становится разумное сочетание домашних практик и посещений школы. Родители могут заниматься с ребенком на бытовом уровне, а затем отправлять на учебу для погружения в языковую среду, коммуникации со сверстниками и занятий под руководством профессионалов.